УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 11 КЛАССА
Цель: Формирование демократической культуры у учащихся через развитие ученического самоуправления.
Основные требования к организации ученического самоуправления:
- разнообразие увлекательной, социально значимой коллективной деятельности детей;
- зависимость структуры органов самоуправления от содержания и видов деятельности учащихся в школе;
- высший орган самоуправления — общее собрание детей и взрослых.
- гласность и общественный контроль — закон жизни коллектива.
Управление – это целенаправленная деятельность субъектов управления по оптимизации функций школы и ее развитию.
Соуправление предполагает участие в выборе и принятии решения всех членов школьного коллектива.
Ученическое самоуправление можно определить как демократическую форму организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающую развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Среди основных потребностей быть участником самоуправления можно назвать:
— потребность в проявлении своего Я;
— потребность быть кому-то нужным;
— потребность в признании со стороны сверстников и взрослых;
— потребность в дружеских отношениях.
Функции, которые присущи самоуправлению:
— адаптационная – вооружение ребенка механизмами приспособления к новой социальной среде;
— управленческая – знакомство ребенка с общими закономерностями социального управления и обучение базовым навыкам управления и самоуправления;
— интегративная – сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности;
— рефлексивная и прогностическая – повышение эффективности управления социальными процессами посредством как бы предварительного «взвешивания» намечаемых и принимаемых решений. Определение перспектив на основе диагностики ;
— стимулирующая – ускорение или, наоборот, торможение определенных действий.
Принципы организации самоуправления:
- централизация на основе представительства, позволяющая обеспечить четкое взаимодействие всех частей ученического самоуправления;
- гласность;
- полнота доверия;
- сменность актива;
- педагогическая поддержка и методическая помощь учащимся в организации самоуправления;
- административная поддержка в реализации решений ученического коллектива,
Условия, при которых самоуправление развивается более успешно:
- Вариативность и свобода выбора деятельности учащихся во внеучебное время. Идея свободного выбора форм, направлений деятельности также формирует мотивационную сферу, развивает творческое мышление, умение критически оценивать свои возможности и стремление к самостоятельному решению все более трудных задач.
- Творческое партнерство и сотрудничество педагогов и учащихся в организации как учебной, так и внеучебной деятельности школьников предполагает включение их в совместное творчество по разработке проектов совершенствования работы коллектива. При этом важной чертой совместной деятельности педагогов и детей должно стать сотворчество – как норма, существующая в коллективе учебного заведения.
Алгоритм организации процесса самоуправления:
- Определить цель и выработать задачи деятельности органа УС.
- Выявить область деятельности, где реально можно передать полномочия детям.
- Выбрать виды деятельности, учитывая специфику ОУ.
- Составить план работы УС.
- Организовать учебу детей.
Все социальные институты одновременно и управляемы, и самоуправляемы. Это относится как к образовательным учреждениям, так и к отдельному человеку: он самоорганизуется, самоопределяется и одновременно кому-то подчиняется, кем-то направляется, даже если не ощущает этого. Значит, каждое подразделение, каждый элемент целого является одновременно и подчиненным, и самостоятельным звеном управления.
Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в нашей школе:
- Устав школы. Правила для учащихся.
- Положение о Совете старшеклассников.
В основу этих документов положены нравственные ценности, направленные на уважение личности ребенка, его самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.
Совет класса является высшим органом ученического самоуправления класса (его решениям подчиняются класс, учащиеся класса).
Во главе актива класса стоит Командир. Актив класса состоит из представителей класса.
Заседание актива класса может проводиться расширенно ( представителей администрации школы, родителей, учителей) и отдельно.
Актив класса обязан:
- Отчитываться о проделанной работе.
- Принимать и рассматривать все предложения и положения учеников и учителей.
- Информировать учеников класса обо всех принятых им решениях.
- Отвечать за соблюдение Устава школы.
- Организовывать работу класса и предпринимать действия по сплочению классного коллектива.
- Контролировать соблюдение прав учеников, а также выполнение их обязанностей.
- Организовывать работу Центров ученического самоуправления.
Актив учащихся имеет право:
- Проводить заседание актива класса.
- Выносить ответственные решения (объявлять благодарности, выносить взыскания).
- Вызывать на свое заседание любого ученика класса.
- Приглашать на свое заседание родителей ученика, учителя или классного руководителя.
Далее из состава учащихся создаются секторы, каждый из которых отвечает за свой участок работы:
Учебный сектор — следит за соблюдением Устава школы. Отвечает за создание условий для учебной деятельности школьников, за сбор информации об учебном процессе.
Сектор ЗОЖ — отвечает за выполнение всех трудовых дел в классе, санитарное состояние кабинета, составление графика дежурства по кабинету. Отвечает за подготовку и проведение спортивных соревнований, сбор информации о спортивных достижениях.
Пресс-центр — осуществляет оформление стендов по воспитательной работе, написание объявлений, оформление фотоальбома «Летопись интересных дел», выпуск классной газеты. Отвечает за обмен информацией с другими организациями, следит за работой пресс — центра, за своевременное информирование о предстоящих школьных мероприятиях, информирование классного руководителя и учеников о проделанной работе актива класса, подготовка данных для прессы.
Сектор досуг — отвечает за подготовку и участие класса в проведение в школе вечеров отдыха, праздников, фестивалей, культурных мероприятий, конкурсов, выставок.
Сектор вожак— отвечает за работу с младшими школьниками.
- Командир избирается всеобщим голосованием класса.
- Командиром класса может быть избран активный, успевающий учащийся класса:
План работы актива на 2013/14 учебный год.
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Выбор актива, командира класса. | 1 нед/сент |
2. | Распределение обязанностей. | 1 нед/сент |
3. | Посещение совета старшеклассников | Кажд. Мес. |
4. | Работа актива по закреплённым поручениям. | В теч. года |
5. | Отчёт работы актива. | Кажд. Четв. |
6. | Коррекция работы актива класса и кл. рук. | В теч. года |
7. | Проведение традиционных мероприятий в классе. | По плану. |
8. | Оформление классного уголка. | Сент. |
9. | Ведение классных фотоальбомов. | В теч. года |
10. | Организация дежурства в классе и по школе. | В теч. года |
Актив класса:
1.Воронин Илья
2.Корниенко Елена
3.Карпова Алена
Поручения в классе:
Командир класса – Воронин Илья
Зам. Командира – Шкляров Юрий
Ст. дежурный – Хохлова Наталья
Совет старшеклассников – Курочкина Юлия, Чиркова Анна
Учебный сектор – Козлова Дарья
Сектор ЗОЖ – Ляпин Евгений, Щукин Роман
Сектор досуг – Плеханова Мария, Федулова Анастасия
Сектор вожак – Федулова Анастасия
Пресс-центр – Чиркова Анна